Философские проблемы социального управления. Монография участников Философского Клуба.

Под общей редакцией доктора философских наук Г.П. Отюцкого Москва 2016.

Авторы: Л. И. Быстрова (гл. 2.4), Р. В. Васюков (гл. 2.5), Т. И. Коваль (гл. 1.5), Г. Н. Кузьменко (гл.1.1), О. Ф. Лобазова (гл.2.3), Г. П. Медведева (гл.1.4), И. М. Меликов (гл.1.3), Г. П. Отюцкий (Введение, гл. 1.2, 2.1), О. Б. Скородумова (гл. 2.2).

Рецензенты:

  • Г.И. Авцинова, доктор политических наук, профессор кафедры политологии Российского государственного социального университета.
  • А.В. Тонконогов – доктор философских наук, доцент кафедры национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

В монографии анализируются современные подходы к формированию философии управления как научной дисциплины.

Исследование опирается на анализ научной литературы по избранной тематике, в нем рассматриваются актуальные проблемы социального управления в их философском аспекте. Охарактеризовано становление философских взглядов на природу социального управления, выявляются идеологические аспекты управления, ментальные основания антикоррупционного поведения в системе управленческой деятельности, специфика управления конфликтами. Через призму философского подхода охарактеризованы современные организационные модели управления, а также модели управленческого лидерства. Анализируется влияние современной информационно-компьютерной революции на антропологические аспекты социального управления.

Для преподавателей, аспирантов, магистрантов, аспирантов гуманитарных факультетов и специальностей, специалистов и руководителей, работающих в системе социального управления.

Оглавление

  • Ведение. Философия управления как научная дисциплина.
  • Глава 1. Философско-методологические аспекты социального управления
    1. Развитие идей об управлении в философской мысли.
    2. Онтологические проблемы социального управления.
    3. Идейные основания социального управления.
    4. Деонтологические основания социального управления.
    5. Философские проблемы управления конфликтами.
  • Глава 2. Философско-антропологические аспекты социального управления.
    1. Информационно-компьютерная революция как фактор трансформации антропологических аспектов социального управления.
    2. Организационные модели управления в информационном обществе.
    3. Менталитет как фактор инновационного и антикоррупционно го поведения в системе социального управления.
    4. Основные модели управленческого лидерства.
    5. Философские аспекты самоменеджмента.

Ведение. Философия управления как научная дисциплина

За последние 15 – 20 лет на сайтах самых разных организаций размешаются разделы, озаглавленные «Философия управления», «Философия организации», даже «Философия управления персоналом». Утверждается, например, что эта «философия управления персоналом» заключается в том, что «работники имеют возможность удовлетворить свои личные потребности, работая в организации»[1], а «философию организации» представляют как «совокупность внутриорганизационных принципов, моральных и административных норм, систему ценностей и убеждений, разделяемую всеми сотрудниками и посвященную глобальной цели организации»[2]. Китайская компания «Air China», например, свою философию управления сжато выражает в четырех пунктах: «нацеленность на людей; наука; гармония; высокая эффективность»[3].

Конечно, подобные формулировки никакого отношения к философии не имеют, поскольку представляют собой мнения отдельных лиц в руководстве компаний и организаций о нормах регулирования связей организации с партнерами, о правилах поведения работников внутри организации и т. д. Чаще всего это перечень совершенно конкретных норм поведения, в то время как философия это универсальное мировоззренческое знание о всеобщем.

Какой же должна быть философия управления? Философия у многих людей ассоциируется с чем-то непонятным, расплывчатым, оторванным от жизни. В действительности это не так, ибо каждая историческая эпоха порождала свой особый тип философствования, а философия стремилась дать ответы именно на те вопросы, которые были наиболее актуальны в ту или иную эпоху. Не случайно великий французский мыслитель Рене Декарт писал: «Философия… одна только отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов»[4].

Необходимость философии подтверждается хотя бы длительным периодом ее существования, но имеет ли право на самостоятельное существование философия управления?

Предлагаем читателю вдуматься: нельзя ли предлагаемые четыре вопроса определить как важнейшие проблемы социального управления:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я смею надеяться?
  • Что такое человек?

Очевидно, что все эти вопросы задает себе каждый ответственный управленец, начиная от менеджера небольшой фирмы и кончая политическим лидером, поскольку:

  • любой процесс управления опирается на конкретные знания;
  • в процессе управления руководитель надеется на достижение некоторой цели;
  • стремясь к цели, он должен совершать конкретные действия («делать»);
  • а ответ на последний вопрос – о человеке – связан с пониманием объекта социального управления со стороны самого управленца;

Но эти же вопросы задают себе и «управляемые» по отношению к процессу и результатам социального управления.

Однако приведенные здесь вопросы – это сформулированные великим И. Кантом основные проблемы философии, ради поиска ответа на которые и существует философское знание[5]. Нередко задают вопрос: а так ли уж отвечает философия потребностям эффективного социального управления? Считают при этом, что теория и технология управления и без того достаточно отработаны целым рядом классиков менеджмента от Ф. Тейлора до У. Маслоу и отражены уже в десятках учебников. Философия же, как отмечал Гегель, сродни сове Минервы – богини мудрости: она вылетает лишь в сумерки, когда неясен путь, когда смутны очертания сущего.

Однако всякое развивающееся знание рано или поздно обращается к саморефлексии, к осмыслению собственных мировоззренчески-методологических основ, т.е. выходит на уровень философских размышлений о собственном объекте и предмете, а также о методах и средствах его постижения. Тем более важны такого рода размышления в период становления теоретического знания, или, говоря языком Гегеля, — «в сумерки». Философия для того и нужна в этом случае, чтобы «пролить свет» на предметную область формирующейся науки. Недаром Ф. Тэйлор подчеркивал, что он создал именно «новую философию управления промышленным предприятием»[6]. И это действительно так, ибо он формировал теорию управления «в сумерках», когда путь теоретических исследований был неясен.

Но реалии современного постиндустриального общества ставят перед теорией социального управления новые вопросы, на которые существующие концепции социального управления ответа не дают, и поэтому ответить на них без обращения к философии управления невозможно.

Если размышления по поводу мировоззренчески-методологических основ науки оказываются успешными и плодотворными, то формируется теоретическая концепция, которая может быть названа либо частнофилософской теорией, либо разделом целостного философского знания. Именно таким образом сформировались в свое время философия политики, философия религии, философия науки и техники.

Однако чем же «настоящая» философия управления отличается от того, что именуют «философия фирмы» или «философия управления персоналом»? Критерий различия – ответ на вопрос о том, необходимо ли на самом деле при анализе объекта, применительно к которому предполагается формирование частнофилософской теории, обращение к общемировоззренческим, общеметодологическим позициям. Именно эти позиции и формируются в рамках собственно философского знания.

Во-первых, такое обращение становится необходимым, когда оказывается, что между уровнем непосредственных методологических и мировоззренческих проблем познания исследуемого объекта и уровнем философского мировоззрения отсутствует некоторый промежуточный, или «средний» уровень, который и мог бы выполнить необходимые гносеологические задачи. Так, решение проблем управления персоналом может опираться на методологию, разработанную в рамках теории социального управления, которая и выступает своеобразным методологическим знанием «среднего уровня» для решения конкретных проблем работы с персоналом. А вот для политики, для религии такого промежуточного уровня практически нет.

Нет такого «среднего» методологического уровня и для исследования проблем социального управления. В. С. Диев справедливо отмечает, что «любая отрасль знания, достигнув определенной стадии зрелости, требует философского осмысления собственных оснований. Представляется, что для большинства академических дисциплин существует круг вопросов, которые относят к их основаниям и традиционно обозначают как философию соответствующей науки, и управление не является исключением в этом ряду»[7].

Во-вторых, рассматриваемая необходимость формируется тогда, когда сам объект философского анализа оказывается сопоставимым с глобальным измерением человеческого и природного бытия, когда само существование этого объекта может быть представлено как особый вид бытия. Такого рода значимостью, в частности, обладают и политика, и религия, как глобальные основания бытия человека и общества, что и оправдывает существование соответствующих направлений философии.

Но при таком подходе и социальное управление выступает в качестве глобального базового процесса организации жизни человеческого общества: без социального управления общество существовать не может. Поэтому и адекватное мировоззренческое и методологическое осмысление процессов социального управления в современном обществе требует использования всего собственно философского инструментария[8].

Таким образом, объективно назрела потребность в формировании философии управления как самостоятельного направления научных исследований. Этот процесс идет достаточно активно, во многих вузах философия управления преподается как учебная дисциплина, на ряде философских факультетов существует специализация «философия управления». Однако содержательная структура этого научного направления еще не устоялась и находится в процессе формирования.

Современная действительность требует от руководителя любого ранга, особенно в сфере государственного и муниципального управления, знаний в области теории и философии управления. Это совсем не означает, что усвоение философии управления автоматически сделает того или иного человека блестящим руководителем — для этого необходимы и некоторые другие условия. Но однозначно можно утверждать, что при прочих равных условиях эффективнее управлять будет тот руководитель, который достаточно хорошо знает философию и общую теорию управления и руководствуется ими в своей практической управленческой деятельности.

Следует согласиться с теми исследователями, которые полагают, что эта философия представляет собой систему философских размышлений (т.е. размышлений, в полном объеме использующих терминологию и методологию философского познания) «о предмете и методах управления, его месте среди других наук и в системе научного знания в целом, познавательной и социальной роли управления в современном обществе. Философия управления призвана рассматривать аксиологические, гносеологические и методологические основания человеческой деятельности в процессах управления. Она должна ответить, в том числе, и на вопрос: как возможно управление?»[9]

В. А. Мирзоян, справедливо указывая на философию управления как на интеллектуальную сферу, где «пересекаются познавательные интересы философии и управления», выявляет объекты ее исследования: концепции о месте и роли человека-субъекта в системе управления, а также формы и способы их реализации в функционировании и развитии систем управления[10].

Как видим, подход этих авторов к содержанию философии управления различается.

Как представляется, одна из функций философии управления – методологический «отбор» адекватных исследовательским задачам теорий и концепций современной философии и построение на этой основе целостной и взаимосвязанной философско-мировоззренческой и методологической концепции социального управления.

При таком подходе структура философии управления в целом оказывается аналогичной общей структуре философской науки. Однако о полном соответствии говорить в этом случае вряд ли возможно. С одной стороны, неполнота соответствия определяется спецификой содержания этого научного направления. С другой стороны, философия управления находится в процессе становления и еще не приобрела законченного вида, поэтому не утвердилась и ее структура.

Ныне активно развиваются онтологические аспекты философии управления, исследующие различные стороны бытия этого вида социальной деятельности, его предпосылок и структуры. Здесь выявляются специфические аспекты социального управления, рассматриваемого в качестве универсального феномена общественной жизни, а также его влияния на специфику общественного бытия. В частности, важным оказывается выявление специфических форм и способов реализации социального управления применительно к основным периодам развития общества, а также к основным типам общественных отношений.

Гносеология управления исследует вопросы познания самого процесса социального управления. Речь идет, в частности, о тех методологических подходах, с позиций которых возможно философское осмысление социального управления. Выводы гносеологических исследований на этом направлении имеют непосредственную практическую значимость, прежде всего, для становления понятийного и методологического аппарата теории социального управления.

Диалектика социального управления акцентирует внимание на развитии социального управления как целостного феномена. Речь может идти, в частности, об основных противоречиях социального управления и их иерархии, об источниках, движущих силах и факторах детерминации социального управления и его механизмов.

В рамках аксиологии социального управления речь идет как об исследовании системы ценностей и оценок внутри социального управления, так и об исследовании самого социального управления (рассматриваемого как целостный феномен общественной жизни) в качестве цивилизационной и культурологической ценности.

Активно развивается философская антропология социального управления. В ее рамках исследуются, прежде всего, вопросы, связанные со спецификой человека как субъекта и объекта социального управления, с изменением места человека в современном информационно-компьютерном мире, с гуманистическим характером самого социального управления как специфического вила деятельности.

Таким образом, могут быть обозначены некоторые задачи философии управления:

  • сформировать необходимые теоретические знания об основных проблемах онтологии социального управления, о важнейших вопросах гносеологии социального управления, об антропологических факторах социального управления, о системе ценностей социального управления;
  • выявить социально-философские аспекты процесса социального управления в современном обществе, основные тенденции его развития и спектр основных социальных проблем, возникающих в процессах социального управления;
  • предложить решение основных методологических проблем социального управления; сформировать у профессиональных управленцев: менеджеров, специалистов государственного и муниципального управления и др. – интерес к мировоззренческим и методологическим аспектам своей профессиональной деятельности;

Авторы предлагаемой читателю монографии – философы Российского государственного социального университета – разделяют представленный подход к пониманию философии социального управления работы, однако на нынешнем этапе их исследовательской деятельности не считают себя готовыми к целостному представлению философии управления как системного и непротиворечивого философского знания. Такое представление – цель следующего этапа исследования.

В данной работе на суд читателя представляются некоторые философские проблемы социального управления, которые являются актуальными для современного этапа развития российского общества. В монографии развиваются идеи предыдущих исследований авторов по проблемам философии социального управления[11].

Авторы исследования:

  • Л. И. Быстрова – доцент кафедры социальной философии РГСУ, кандидат философских наук, доцент (гл. 2.4);
  • Р. В. Васюков – преподаватель кафедры социальной философии РГСУ, кандидат философских наук (гл. 2.5);
  • Т. И. Коваль — доцент кафедры социальной философии РГСУ, кандидат философских наук, доцент (гл. 2.5);
  • Г. Н. Кузьменко – заведующий кафедрой социальной философии РГСУ, доктор философских наук, доцент (гл.1.1);
  • О. Ф. Лобазова — профессор кафедры социальной философии РГСУ, доктор философских наук, доцент (гл.2.3);
  • Г. П. Медведева – профессор кафедры теории и методологии социальной работы РГСУ (гл.1.4);
  • И. М. Меликов – профессор кафедры социальной философии РГСУ, доктор философских наук, профессор (гл.1.3);
  • Г. П. Отюцкий – профессор кафедры социальной философии РГСУ, доктор философских наук, профессор (Введение, гл. 1.2, 2.1);
  • О. Б. Скородумова – профессор кафедры социальной философии РГСУ, доктор философских наук, профессор (гл. 2.2).

Литература

  1. Быстрова Л. И. Примеры реализации молодежной политики в Смосковских вузах (на примере Российского государственного социального университета) // Социальная политика и социология. 2014. №2. С. 54 – 65.
  2. Декарт Р. Избранные произведения. – М.: Госполитиздат, 1950. С. 411—412.
  3. Диев В. С. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №2. С. 62.
  4. Кант И. Трактаты и письма. – М.: Наука, 1980.
  5. Кузьменко Г. Н., Евреева О. А. Место философии управления в теории и практике менеджмента.// Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 4 (117). С. 84-86.
  6. Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. – М.: Юрайт, 2014.
  7. Лобазова О. Ф. Религия и социальная политика: диалектика взаимосвязи // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 6 (113). С. 199 – 207.
  8. Медведева Г. П. Роль философского мировоззрения в теории и практике социальной работы // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. № 3. С. 102 – 110.
  9. Меликов И. М. Идея власти как власть идеи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 11. С. 47 – 53.
  10. Мирзоян В.А. Управление как предмет философского анализа // Вопросы философии. 2010. №5. http://vphil.ru/index.php?id=124&option=com_content&task=view. Дата обращения – 26 февраля 2016 г.
  11. Отюцкий Г. П., Шестаков В.И. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров.- Монино; Изд-во ВВА, 2009.
  12. Отюцкий Г.П., Шахов М.Н. Философские проблемы военного управления. – М.: Изд-во ВУ РХБЗ, 2001.
  13. Скородумова О. Б. Социальные детерминанты трансформации моделей управления в современную эпоху // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 62 – 66.
  14. Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992.
  15. Философия организации // http://www.grandars.ru/college/biznes/filosofiya-upravleniya-personalom.html. Дата обращения – 26 февраля 2016 г.

  1. http://www.grandars.ru/college/biznes/filosofiya-upravleniya-personalom.html. Дата обращения – 26 февраля 2016 г.
  2. Там же.
  3. Цит. по: Мирзоян В.А. Управление как предмет философского анализа // Вопросы философии. 2010. №5. http://vphil.ru/index.php?id=124&option=com_content&task=view. Дата обращения – 26 февраля 2016 г.
  4. Декарт Р. Избр. произведения. – М.: Госполитиздат, 1950. С. 411—412.
  5. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 322.
  6. Тэйлор Ф. Научная организация труда // Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тэйлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. С. 256.
  7. Диев В. С. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №2. С. 62.
  8. Подробнее см.: Кузьменко Г.Н., Отюцкий Г.П. Философия и методология науки. М.: Юрайт, 2014. С. 415 – 420.
  9. Диев В. С. Философия управления: область исследований и учебная дисциплина // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. №2. С. 63.
  10. Мирзоян В.А. Управление как предмет философского анализа // Вопросы философии. 2010. №5. http://vphil.ru/index.php?id=124&option=com_content&task=view. Дата обращения – 26 февраля 2016 г.
  11. См., напр.: Быстрова Л. И. Примеры реализации молодежной политики в Смосковских вузах (на примере Российского государственного социального университета) // Социальная политика и социология. 2014. №2. С. 54 – 65; Кузьменко Г. Н., Евреева О. А. Место философии управления в теории и практике менеджмента.// Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. № 4 (117). С. 84-86; Лобазова О. Ф. Религия и социальная политика: диалектика взаимосвязи // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 6 (113). С. 199 – 207; Медведева Г. П. Роль философского мировоззрения в теории и практике социальной работы // Вестник Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области социальной работы. 2013. № 3. С. 102 – 110; Меликов И. М. Идея власти как власть идеи // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 11. С. 47 – 53; Отюцкий Г.П., Шахов М.Н. Философские проблемы военного управления. – М.: Изд-во ВУ РХБЗ, 2001; Отюцкий Г. П., Шестаков В.И. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности военных кадров.- Монино; Изд-во ВВА, 2009; Скородумова О. Б. Социальные детерминанты трансформации моделей управления в современную эпоху // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2014. № 203. С. 62 – 66 и др.